Телефон Доверия

Круглосуточно, анонимно, бесплатно

 

Владикавказ

 (8672)52-60-38, 53-63-13

Беслан:  (86737) 3-50-10

Единый общероссийский номер Детского Телефона Доверия:

8-800-2000-122.

 

ВНИМАНИЕ, уважаемый родитель, это важно:

 На сайте Фонда «Детский телефон доверия» в разделе «Для родителей» для Вас тематическая информация «Контакт» важнее, чем «контент»: как уберечь ребенка от плохой виртуальной компании», «Как манипулируют подростками в группах смерти 

ПОДРОБНЕЕ

Статья: « Маленький ликбез: как работают психологи?»

 

     В нашем обществе сформировалось достаточно много стереотипов о работе психологов и психотерапевтов. Более того, большая часть людей имеют весьма смутное представление о специфике работы специалистов подобного рода. А то, чего человек не понимаем, зачастую его пугает. Между тем, многие из нас нуждаются в психологической помощи и консультировании и знание того, что человека ожидает на психологической консультации, возможно, помогло бы сделать первый шаг.

      Продолжительность психологической консультации обычно составляет 45-60 минут, чаще 50 минут. Как показывает опыт, большинству клиентов этого количества времени достаточно. Отчасти данная длительность объясняется и тем, что при такой продолжительности консультации психолог имеет 10-минутный перерыв, необходимый для того, чтобы перевести дух и настроиться на следующий сеанс.

     Некоторые психологи выделяют для консультаций с клиентами большее количество времени, как правило, не более 1.5 часа. Особенно это распространено среди психологов, работающих с парами и семьями.

     Большая часть времени первой консультации, как правило, уходит на то, чтобы сориентироваться в жизненной ситуации клиента и оценить его эмоциональное состояние. Поэтому то, чего стоит ожидать от разовой консультации с психологом - это получение поддержки, релевантной информации и профессиональной рекомендации. Более серьезный подход к проблеме предполагает её более тщательное исследование, для чего психолог может предложить вам встретиться несколько раз, чтобы лучше понять характер ваших проблем и более взвешенно подойти к вопросу определения оптимального вида помощи. Вместе с тем, в ряде случаев нескольких встреч бывает вполне достаточно, чтобы облегчить эмоциональную ситуацию и скорректировать ваши реакции в той или иной жизненной ситуации.

    Длительность психологической помощи может быть различной: от разовой консультации до 10-15 встреч. В данном случае речь идет о психологическом консультировании. В случае, если существующие психологические проблемы требуют более длительной работы, психолог может порекомендовать пройти курс психотерапии (продолжительность краткосрочной психотерапии 15-30 сеансов, продолжительность длительной психотерапии - от 30 до нескольких сотен сеансов).

   Обращаясь за помощью к психологу, большинство людей надеются как можно быстрее почувствовать себя лучше, многие настраивают себя на быстрое, почти волшебное избавление от своих бед. Отчасти это объяснимо. Как правило, люди не имеют реального представления о процессе психологической помощи. Взаимодействие с психологом представляется им проще и легче, чем оно есть на самом деле. Люди надеются, что после того, как они поведают о своих проблемах, остальное за них сделает психолог, переоценивая при этом влияние специалиста и недооценивая необходимость собственного активного участия в исследовании и разрешении существующих проблем. Зачастую клиенты воспринимают психолога через призму фантазий, низводя себя до пассивной роли предоставления информации для психологического оракула. Магическое желание иметь побольше, прямо сейчас и без весомых усилий, в той или иной степени, присуще каждому из нас. Даже те, кто осознают, что для достижения положительного результата обычно требуются месяцы, а порой и годы кропотливой работы над собой, все же испытывают некоторое разочарование, когда после одной, нескольких консультаций не обнаруживает существенных перемен. Хотя, в отличие от магов и целителей, психологи не обещают людям быстрого и гарантированного изменения их состояния и жизненных обстоятельств, ожидание подобных трансформаций - довольно частое явление.

     Ожидание того, что за час беседы психолог составит психологический портрет и провозгласит чудесный совет, который все расставит на свои места, - это также обращение к образу "идеального родителя". Многое из того, на что мы надеемся от психологической помощи, существует в идеальном родительском отношении: сочувствие и понимание, душевная теплота, терпимость к взлетам и падениям во время кризисов развития. Весьма существенная разница между психологом и родителем заключается в том времени, которое им отводится для того, чтобы показать себя с лучшей стороны.

     Психологическая помощь - это совместная работа, в которой клиенту отведена активная роль. От человека ожидается следующее: вовремя приходить на сеансы, не пропускать их без уважительной причины, активно участвовать в предоставлении информации о себе и прилагать усилия для понимания природы существующих затруднений.

     Психолог видит свою задачу в том, чтобы обеспечить условиями для открытого самовыражения, поэтому в отличие от привычного общения психолог весомую часть беседы уделяет слушанию. При этом он не просто сидит, как может показаться на первый взгляд, - он внимательно слушает и наблюдает, для того чтобы поделиться с вами своими суждениями о том, какие барьеры стоят на пути к пониманию и решению существующих проблем.

     Психолог поможет установить связь между чувствами и поведением, между событиями прошлого и настоящей жизнью. Кроме того, психолог предложит новые средства самопознания - через свободные ассоциации, интерпретацию сновидений, отреагирование чувств и другие приемы. Посредством такого рода взаимодействия с психологом, через погружение в собственный внутренний мир и диалог, постепенно откроются новые перспективы и альтернативы решения ваших проблем, человек учится извлекать уроки из событий собственной жизни.

     В процессе оказания психологической помощи психолог стремится к тому, чтобы принимать клиента таким, какой он есть, создать условия для его самоопределения и личностного роста, а также к тому, чтобы он по-новому взглянул на собственное поведение. Иначе говоря, в основе профессионального отношения психолога к клиенту лежит убеждение в том, что людям присуща сложность, уникальность и тенденция к развитию и реализации своего потенциала.

     Поэтому, как правило, психологи не дают советы. Там где это уместно, психологи предпочитают предоставлять психологически релевантную информацию, так как познакомить с информацией - это не то же самое, что дать совет. Советы принадлежат тому, кто его дает. Информация же принадлежит клиенту, он может ее использовать тогда и так, как считает нужным, или же полностью проигнорировать ее. Советы создают зависимость, знание дает свободу.

    В работе психологов-консультантов и психотерапевтов существуют ряд этических принципов и требований, следование которым является обязательным. В основе этических принципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректного поведения специалиста.

     Каждый человек имеет определенные жизненные ценности и установки. Ценности - это система убеждений и приоритетов, которые выражаются в предрасположенности людей действовать определенным образом. Психолог должен хорошо осознавать собственные установки и с уважением относиться к ценностям своих клиентов. Психолог должен уметь устанавливать имеющие различия в собственных представлениях и взглядах клиента и признавать право последнего на личные убеждения и верования.

     Вместе с тем, одна из задач психологической помощи - помочь клиенту осознать свои установки и представления: сохранить те, которые ему действительно дороги и отказаться от тех, которые устарели и создают серьезные сложности. Это трудная задача для клиента, требующая доверия специалисту. Первая составляющая такого доверия - его абсолютная вера в то, что информация доверенная специалисту, никогда не будет безответственно передана кому бы то ни было. Конфиденциальность является важнейшим условием оказания психологической помощи. Это значит, что содержание ваших бесед с психологом не может быть кому-либо сообщено без вашего согласия. Из этого правила существует некоторые исключения. Таким исключением, например, являются ситуации, когда существует реальная угроза здоровью или жизни клиента или другого человека.

     Одна из серьезных этических проблем связана с неравенством позиций, которое имеет место в отношениях между психологом и клиентом. Эта же проблема существует в отношениях учителя и ученика, врача и пациента, адвоката и его подопечного - в любых отношениях, где есть неравное распределение власти и, когда один может предоставить другому то, в чем он нуждается. Ни в одной профессии специалистам не разрешается эксплуатировать свое влияние на клиента в личных целях. Использование психологом информации и возможностей клиента с личной выгодой также считается неэтичным.

     Психотерапевт также не имеет права поменяться с клиентом ролями и начать рассказывать ему о своих жизненных переживаниях и проблемах. Время контакта с психологом - это время, которое принадлежит клиенту; оно предназначено для обеспечения профессиональной помощи последнему.

     В любых человеческих отношениях могут возникать симпатии и желания сделать отношения более близкими. Несмотря на то, что доверие и эмоциональная близость является важным условием психологической помощи (особенно в ходе длительной психотерапии), отношения между психологом и клиентом изначально ограничены профессиональными рамками, делающими невозможным вступление в личные или двойные отношения, т.е. какие-либо иные взаимоотношения между психологом и клиентом помимо консультативных или психотерапевтических отношений.

 

 

 

 Прием ведет логопед

Прием ведет логопед-дефектолог

 Едзиева Оксана Ирбековна

 Запись по телефону:

(88672) 536313

 Подробнее

 

Тренинги личностного роста для молодежи.

Тренинги личностного роста для молодежи

Тренер

Катаева Марина Ростиковна

Предварительная запись по телефону:

(88672) 536313

Подробнее

Main Page Contacts Search